Что нужно знать родителям об адаптации детей к детскому садуЧто надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду Ребенок первый раз пошел в детский сад. Это стрессовая ситуация для всей семьи. Не все родители знают об этапе адаптации ребенка среди других людей, новых предметов и в новом жизненном пространстве. Об этом и многом другом на консультации родителям должен рассказать педагог-психолог детского сада. Что такое адаптация Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Часто процесс адаптации сопровождается болезненным привыканием к новым условиям. Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, другой стиль общения — все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. У ребенка появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации — неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции и т. п.), вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей, стрессоров. Сочетание отрицательных симптомов вызывает «тоску по дому» — так называли адаптацию в прошлом (это состояние было описано еще в 1848 г.). Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа: 1. Острый период, или период дезадаптации, — характеризуется рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, появляются изменения в деятельности нервной системы. 2. Подострый период, или адаптация, — ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем — это происходит не синхронно. Прежде всего, нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40–60 дней). 3. Период компенсации, или адаптированности, — нормализуются все регистрируемые показатели. СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Ориентировочная реакция –совокупность сенсорных и двигательных реакций организма, направленных на лучшее восприятие изменений внешней или внутренней среды. По И.П. Павлову — рефлекс «Что такое?», реакция организма человека, вызываемая новизной раздражителя. В зависимости от характера и особенностей протекания первых двух периодов выделяются легкая, средняя и тяжелая степени адаптации. Легкая степень — к 20-му дню пребывания в ДОО нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений. Средняя степень— к 30-му дню пребывания поведенческие реакции восстанавливаются, несколько замедляется нервно-психическое развитие, снижается речевая активность. Заболеваемость — до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений, но с некоторым снижением веса. Тяжелая степень — поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1–2 квартала. Респираторные заболевания более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение двух кварталов. Что характерно для поведения ребенка в период адаптации В период адаптации к ДОО ребенок подвержен частым простудам. Страдает иммунитет, естественная защита ребенка от болезней уменьшается. Болезни прерывают процесс адаптации, и после выздоровления он начинается заново. В первые дни посещения детского сада ребенок может разучиться о себе заботиться: самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой и носовым платком. В речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Ребенок говорит односложными предложениями, кратко, можетзабыть многие слова. Угасает познавательная деятельность, поэтому ребенок перестает тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Он становится или слишком медлительным, или слишком активным. В последнем случае важно не путать активность, обусловленную врожденным темпераментом, и нездоровую активность — следствие стресса. Проблемы со сном и аппетитом. Ребенок не может уснуть днем, часто сидит на кровати и плачет, с течением времени это состояние сменяется беспокойным сном с частыми пробуждениями. Он может почти полностью отказываться от еды. Но возможна и обратная ситуация: резкое усиление аппетита и обжорство. Что испытывает ребенок в этот период? Отрицательные эмоции. Они присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени проявления — от испорченного настроения до настоящей депрессии. В таком состоянии ребенок может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая ни есть, ни играть. Все его внимание в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребенок вновь впадает в безучастное состояние. Или неожиданные вспышки активности и агрессии по отношению к окружающим. Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния. Страх. Это состояние испытывает каждый ребенок, привыкающий к детскому саду. Он вызван новой обстановкой, присутствием воспитателей, других детей, а самое главное — уверенностью ребенка в том, что родители не придут за ним. Разлуку с ними он может воспринимать как предательство, признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим тетям. К тому же ребенок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться. Злость, гнев. Ребенок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни изменений, и бросаться на каждого, кто к нему подойдет. При этом поводом для злости может стать любой пустяк. Что влияет на степень тяжести адаптации Существуют факторы риска, которые увеличивают вероятность проявления тяжелой степени адаптации. Первая группа относится к дородовому периоду: токсикозы, заболевания, перенесенные матерью во время беременности, и сопряженный с ними прием лекарств; курение матери, стрессы, конфликты, употребление алкогольных напитков, работа на потенциально вредном производстве. Частое употребление алкогольных напитков отцом перед беременностью матери — тоже фактор риска развития в будущем тяжелой степени адаптации ребенка к детскому саду. Тяжело придется в детском саду ребенку, которому внушали, что он принц и все должны выполнять любые его капризы. Вторая группа — к процессу родов: осложнения, возникшие при родах; родовая травма у ребенка, перенесенная им асфиксия; операции, проведенные хирургами при родах. Сюда же относится несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка. Третья группа — к послеродовому периоду: недоношенность ребенка, а также переношенность; масса тела при рождении более 4 кг; частые болезни ребенка в первый месяц жизни; курение и употребление алкогольных напитков матерью во время грудного вскармливания. А также: · частые инфекции у ребенка до трех лет; · наличие у него заболеваний — рахита, анемии, паратрофии, гипотрофии, диатеза; хронических заболеваний (порок сердца, пиелонефрит и проч.); · отсутствие процедур закаливания, проводимых с ребенком; · задержка нервного или психического развития; · отсутствие общения с ровесниками и взрослыми людьми; · отличия в режиме дня дома и в детском саду; · излишне строгое воспитание; · неудовлетворенность и депрессия матери; · плохие материальные и бытовые условия жизни, неблагоприятный эмоциональный климат в семье, конфликты между родителями; · неполная семья, ребенок — первенец или вообще единственный в данной семье. Ряд перечисленных факторов имеет необратимый характер, и родители никакне могут изменить их. В частности, это факторы, связанные с течением беременности и родами. Однако кое-что семье под силу нейтрализовать, и чем раньше это будет сделано, тем легче и быстрее ребенок сможет адаптироваться к детскому саду. Что важно сделать до начала посещения ДОО и в период адаптации 1. Проконсультироваться с участковым врачом, насколько тяжелой ожидается адаптация. Проводить назначенные врачом оздоровительные мероприятия. 2. Устранить факторы риска, увеличивающие вероятность тяжелого периода адаптации: скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, расширить круг общения ребенка, начать закаливать ребенка. 3. Начать подготовку к посещению ДОО за 1–2 месяца — тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придется менять поведенческую модель, приучать к самостоятельности и самообслуживанию. Предупредить заранее о предстоящей временной разлуке — чтобы потом это не стало шокирующей новостью. 4. Постоянно говорить ребенку, что его любят и дорожат им. При этом важно, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. Решение каких бы то ни было проблем (переезд, развод, переселение ребенка в другую комнату, а также рождение ребенка) лучше отложить на время. Поток новых впечатлений и информации может быть губителен. 5. Создать у ребенка положительные ожидания. Рассказать, что детский сад — это место, куда дети приходят играть, там он найдет много новых игрушек и товарищей по играм. Привести в пример старших братьев и сестер, которые уже ходят в детский сад. Не пугать садиком! Нельзя, чтобы он считал посещение детского сада наказанием. Воздержаться от нелестных высказываний в адрес ДОО или воспитателей в присутствии ребенка. 6. Выбрать детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребенка и чтобы он мог там встретить знакомых по детской площадке детей. 7. Заранее познакомить ребенка с воспитателями. Рассказать, как общаться с ними, особенно в трудных ситуациях, а также с детьми. Что делать, если его обижают. 8. Сообщить об индивидуальных особенностях ребенка воспитателям и медицинскому работнику ДОО. 9. Не нервничать перед посещением детского сада. Тревога родителей легко считывается детьми. 10. Начать посещение ДОО с четверга. Двух дней до выходных ребенку будет более чем достаточно. За субботу и воскресенье он сможет обдумать новый полученный опыт. 11. Спрашивать, как прошел день в детском саду — что было на обед, во что играли, чему учила воспитательница? 12. Самостоятельно запланировать ребенку каникулы — неделю или две в два-три месяца, когда он сможет посидеть дома и отдохнуть от товарищей и игр. 13. Не наказывать за капризы. Не обращать внимания на выходки ребенка.
|